Маркировка

Вводить обязательную маркировку товаров в России начали в 2019 году, к 2024 планируется включить все отрасли промышленности в единую национальную систему маркировки.

Маркировка нужна, чтобы госорганы могли отслеживать весь путь движения товаров от производителя или импортера до покупателя.

Это поможет очистить рынок от контрафакта и гарантировать покупателям качественный продукт.

Каждые полгода в систему включаются все новые и новые группы товаров.

В ближайшее время все участники торгового оборота будут обязаны соответствовать законодательству по обязательной маркировке и быть зарегистрированными в системе Честный знак.

 После регистрации, которая происходит на сайте честныйзнак.рф (обязательно нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись), для работы с маркированным товаром участникам рынка совершить несколько простых действий:

 Производитель молока регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», заказывает коды маркировки на выпускаемые товары в нужном количестве и печатает этикетки. Маркирует товары и отчитывается в Честный знак о вводе в оборот. Если нужно, создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.

При продаже производителю нужно отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами отгружаемых товаров, а затем дождаться подписания УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в Честный знак и коды переходят на баланс покупателя.

  1. Подключение к системе маркировки для заказа кодов, ввода в оборот и передачи в неё сведений об операциях с товарами.
  2. Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД.
  3. Принтер для печати этикеток и терминал сбора данных или сканер для считывания марок.

    Импортёр заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Направляет экспортёру файл для печати этикеток или готовые этикетки. Экспортёр же наклеивает этикетки на товары и отгружает их. Когда товар пройдёт таможню, импортёр должен отчитаться в «Честный ЗНАК» о вводе продукции в оборот.

  1. Подключение к системе маркировки для заказа кодов, ввода в оборот и передачи в неё сведений об операциях с товарами.
  2. Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД.
  3. Принтер для печати этикеток и терминал сбора данных или сканер для считывания марок.

Процедуры маркировки товаров для импортеров аналогичны процессу для производителей.

    Дистрибьютор – сверяет коды на товаре с указанными в УПД, полученном от производителя или импортёра. Затем через оператора ЭДО регистрирует в «Честном знаке» получение товара.

При отгрузке молокопродуктов в розничные магазины дистрибьютор сопровождает каждую партию товара электронным УПД.

  1. Подключение к ЭДО для отправки и получения электронных УПД
  2. Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее.
  3. Оборудование для сканирования марок: терминал сбора данных или сканер

Процедура приемки маркированных товаров в опте аналогична рознице.

При продаже оптовику нужно передать коды с отгружаемых товаров и сведения о том, кто и кому отгрузил товар, в Честный знак. А также отправить покупателю электронный УПД со всеми кодами

 Розничный магазин – отмечает приёмку «молочки» от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю с помощью онлайн-кассы. Данные о выбывании из оборота каждой единицы товара передаются в «Честный ЗНАК».

  1. Подключение к ЭДО, чтобы получать электронные УПД
  2. Подключение к системе маркировки для передачи кодов в нее.
  3. 2D-сканер для считывания марок
  4. Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек
  5. Подключение кассы к ОФД, который будет передавать в чеке коды в систему маркировки

Во время приемки товара магазин получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Приемщик сканирует все коды из накладной и сверяет их с фактически полученными. И либо подтверждает УПД, или отклоняет и ждет исправленную накладную.

При продаже кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Общепит – фиксирует приёмку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО. Перед приготовлением блюд выводит коды маркировки из оборота: сканирует код с товара и списывает с основанием «Для собственного оборота».

Если же точка общепита использует маркированные молокопродукты не для приготовления пищи, а для продажи в производственной упаковке, например, йогурты или мороженное, то этот товар следует продавать через онлайн-кассу.

За нарушение законодательства о маркировке в 2022 году предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар.

За продажу без кодов маркировки:

  1. 50000 — 300000 ₽ с конфискацией — для юрлиц,
  2. 5000 — 10000 ₽ с конфискацией для должностных лиц,
  3. За преступление в особо крупных размерах и в случае сговора — до 1000000 ₽ или лишение свободы до 5 лет

За производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт с поддельными кодами:

  1. Штраф до 300000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом.

 

Оборудование для маркировки молочной продукции

Для работы в системе маркировки молочной продукции понадобится следующее оборудование:

Контрольно-кассовые аппараты с поддержкой ФФД версии 1.2. Возможно, потребуется обновить прошивку;

Сканеры штрих-кодов - штрихкодов

Принтеры этикеток — для печати кодов Data Matrix;

Терминалы сбора данных (ТСД) — для приемки, отгрузки маркированного товара, формирования заказов и других операций.


Есть вопросы?
Поможем разобраться с Маркировкой!